Disser.ru - сайт врачей-аспирантов


   Главная

   Форум

   Журнал

   Рассылки

   Библиотека

Поиск по сайту врачей-аспирантов:
 
 
Сайт врачей-аспирантов

Будет ли у нас будущее?
Разное / Общество

Глобальная безопасность глазами ученого - это живая самоорганизующаяся система, сбой в способе ее воспроизводства, выработка механизмов его компенсации, преадаптации к изменениям, адаптации к сложившемуся.

Есть ли у нас будущее?

Меняется ли что-нибудь в сути дела, если идти разными понятийными путями? Физика и биология ответили на этот вопрос утвердительно: предмет изучения модифицируется в результате условий исследования. Особую важность приобретают, поэтому, мотивы интеллектуальной активности экспериментатора. Политик не всегда видит общие контуры и векторы развития (ориентиры). Ученый, замечает не все зигзаги эволюции и ее кружные пути (их историю) 

Будущее Человечества, которое мы сегодня обсуждаем, выступает из смешения неожиданных обобщений. В 60-х годах прошлого столетия они были лишь робкими предположениями. Около пятидесяти лет вызревала концепция, которая, по моему глубокому убеждению, должна лечь в основу ?направляемого сегодня типа развития Планетарной Цивилизации ?. 
Отдельные посылы и ее концептуальные схемы прошли жесткую апробацию трагическими десятилетиями выживания российской государственности, с одной стороны, мировой цивилизации, с другой.

Прежде всего, о движущих силах эволюции сегодня. Мы находимся в условиях такого прессинга среды, который по эволюционной перспективности может быть сравним с предысторией Человека. В ответ на давление среды тогда стали появляться и вызревать предпосылки нового биологического вида. Он не только выжил в новых условиях, но и пошел по пути эволюции. Это был период происхождения Человека. 

Его появление хорошо описывается в категориях знания об энергетических уровнях живого. Резко изменившиеся условия жизни привели к мощному энергетическому дисба лансу в технологии деятельности предков человека. Кризис выявил острую необходи мость в дополнительных механизмах генерирования энергии (а так же ее накопления, хранения и передачи). Эволюция пошла по пути поиска неизвестных раннее источников энергии. Ими оказались надбиологически созданные средства жизнедеятельности - разум, речь, искусство, производство и т.д. 

Можно говорить о таком же, по эволюционной значимости, глобальном информационно-энергетическом кризисе в наши дни. Вопрос стоит опять же о сильнейшем энергетическом дефиците, но теперь уже в технологии жизни самого человека и, возможно, столь же радикальном скачке в эволюции живых систем. 

Сегодня они не справляются с функцией воспроизводства уже и надбиологическими средствами деятельности. Вовлекаются в процесс принципиально новые стратегии, часто взрывающие устоявшееся сознание. Новые средства жизни вызваны множеством факторов, но два из них ? приоритетные. Это современная геополитическая динамика и объективный процесс глобализации общества

Можно предположить, что если Общество не вмешается сегодня в процессы эволюции, надбиологические и надсоциальные структуры в человеке будут взаимодействовать снача ла параллельно, по принципу комплементарности, затем как два механизма с синергетическим эффектом, по принципу интерференции, потом - как единый синкретичный способ существования 

Иначе говоря, появившиеся на разломе тысячелетий новые феномены (их можно называть преадаптациями) могут быть рассмотрены как предпосылки будущих форм жизнедеятель ности, имеющих постиндустриальные, гиперсоциальные основания, с вкраплением дея тельности вначале клонов ? роботизированного человека, а затем и роботов ? трансфор меров. Но это обозначает, что эволюция выходит за пределы Человека как биологического вида 

Каковы эти внутривидовые искажения, ставящие под угрозу глубинные принципы существования Человека? 

Исторически раньше остальных возник феномен выпадения из эволюции запрета на внутривидовое убийство. Известно, что конфликты, которые заканчиваются насилием, присущи любой локализации живых сообществ. Но если животные уничтожают подобных себе из-за территории или, повинуясь инстинкту воспроизводства вида, человек это делает, имея сложную био-социальную мотивацию. Она многообразна и чрезвычайно опасна.

Внутривидовое убийство известно человечеству со времен Каина. Убедительных мораториев на него за всю свою историю оно не предложило. Напротив, и на это стоит обратить особое внимание, появляются, ветвятся и множатся ?основания? для более глубинного наполнения древнего как мир архетипа поведения: ?свой - чужой?. Эта лавинообразная тенденция ксенофобии становится все более изощренной, безжалостной и равнодушной. Почему? 

Происходит это потому, что меняется сознание. Его модификация - адаптивная реакция на кризис международного права, запрещающего объявление войны, которое предпо лагает право на оборону. Его дегуманизация объяснима, так как жертва для нападающей стороны не всегда адресат его требований (терроризм, например) 
Изменения общественного сознания связаны с особенностями вооружения, которое изменило стратегию и тактику войны. Стало возможным нанесение ударов из любой и в любую точку земли. Изменилось представление о боевых действиях. Участие личного состава нападающей армии становится номинальным. Сопротивление - технически невоз можным и бессмысленным. 
Чтобы не разрушиться, человек вынужден адаптироваться к новациям. Их можно рассма тривать как преадаптации к Будущему, где Человеку как биологическому виду, места не окажется. Но стоит ли платить эволюции такую высокую цену?
Внутривидовая борьба - один из главных деструктивных механизмов современной цивилизации. Факт ее существования стал априорным, очевидным и привычным. Ее современные мотивы стали столь многомерны, что их анализ требует усилий большого числа квалифицированных и не ангажированных аналитиков

Один из мотивов внутривидовой борьбы общество приобрело, когда отношения людей стали опираться не на силу общественного мнения, а на нормы права. Я готова дать этому феномену рабочее определение. Это вирус ?ложно понятого равноправия?, проросший когда то из разделения мира на ?свои и чужие?. Со временем он зацвел цветами зависти ?тех , кто обездолен, к тем, кто преуспел? 

Научно обоснованный больше ста лет назад Марксом, усилиями ?обиженных? сегодня народов, не знавших как переделать мир в своих интересах, он трансформировался в ?синдром несправедливого неравенства?. Правовые основания для тиражирования этого вируса появились в конце сороковых годов прошлого столетия, благодаря Всеобщей декларации прав человека, которая поставила равноправие на первое место в каталоге прав и свобод человека. 

У Ленина этот феномен носил межклассовый характер. В начале третьего тысячелетия эта болезнь распространилась на этносы. Очень осторожно названная проблема сформулирована в Интернете таджикскими учеными и достаточно смело - чеченскими лидерами. Суть ее ? в недовольстве отдельных народов сложившимся к началу третьего тысячелетия своим этническим статусом кво.

Почему отдельные народы успешны, богаты и счастливы, спрашивают они. Как сделать так, чтобы руководство этих стран обратило внимание на сложившуюся ассиметрию. В арсенале этносов, ?обиженных? эволюцией, имеется ?убедительный?, с их точки зрения, принцип джихада (вспомним наше коммунистическое прошлое, с его делением войн на справедливые и несправедливые).

Может в результате священной войны правительства успешных стран ?увидят проблему?, а богатые ?банкиры? отдадут деньги ?неудачливым купцам? (сознательно упрощаю сов сем не такую уж и наивную концепцию Ходж Ахмеда Нухаева) Но джихад предполагает добровольное самопожертвование. Однако, в реальности дело оборачивается принудительным коллективным жертвоприношением других. Вот он - один из востребованных временем мотивов внутривидового убийства 

Другой столь же политизированный механизм деструкции ? детище нового времени. Опасаясь фанатизма народа, который решил, что будущее принадлежит только ему, потому, что именно ему как бы ?нечего терять, кроме собственных цепей?, другой народ позволил втянуть себя в гонку на выживание 

Сказалось, однако, длительное идеологическое облучение. Государство-генератор идеи мирового гегемонизма уже почти два десятилетия как ушло с исторической авансцены. Государство, подсаженное на иглу ?холодной войны?, продолжает двигаться по инерции, заданной ему ценностями ушедшего времени, пытаясь дать им современное обоснование. Сегодняшние амбиции реального Гегемона стали обряжаться в одежды заботливого родителя, заботившегося о своих блудных детях. На самом деле это банальная тенденция насильственной политической глобализации Планеты, установление однополярного ми ра. Это второй мотив перманентности войны

Говоря о внутривидовых искажениях и новой сущности человека в 21 столетии, трудно обойти тему перспектив клонирования, которое принципиально нарушает естественный закон самоорганизующейся системы. Один из тех, кто спонсировал эксперименты по клонированию, заявил однажды, что его конечная цель - постоянная пересадка мозга из одного клонированного тела в другое, то есть, фактически речь идет о выращивании "сменного тела? (как у школьников обуви)

Если клоны будут отвечать стремлению отдельной личности дать себе вторую, третью, и так далее жизнь, то возникнет глубочайший планетарный кризис, по сравнению с которыми проблемы мощности современного вооружения, или опасности нынешнего терроризма, покажутся наивными играми младенцев

Другой механизм из разряда ?внутривидовых? - распространенная бисексуаль ность, которая приобрела почти официальный статус и получила большое распро странение в конце второго тысячелетия. В широком смысле, это андрогиния ? обла дание свойствами, характерными для обоих полов. Легальной и даже пропове дуемой бисексуальность стала в результате провозглашения феминистами принципа гендерного равноправия. В узком смысле бисексуальность предполагает физиологический интерес к лицам только собственного пола

Перечисленные три феномена перекрывают дорогу регенерации общества, угрожая глобальной безопасности человечества. Если пустить на самотек его эволюцию, возможно не понадобятся специальные методы уничтожения противника 

У меня есть устойчивое ощущение, что терроризм, с его ярко выраженной дивиантной состовляющей, следует рассматривать в этом же контексте, предполагающем выход эво люции за пределы человека как биологического вида. Имеет смысл выделить его в самостоятельный механизм деструкции общества, хотя в действительности это уже названный мотив внутривидового насилия

История знает три линии поведения человека перед лицом насилия: первая ? пассив ность, капитуляция, непротивление, вторая - ответное насилие, третья - преодоление ситуа ции, но ненасильственными методами

Современное общество, с одной стороны, получило гигантский эволюционный потенциал ? всемирную паутину. С другой, сохранило и многократно умножило возможности не менее мощного, но уже деструктивного механизма. Речь идет о холодной преднаме ренности психически нездорового человека, который захочет изменить мир по собственным рецептам

Под насилием, в широком смысле, я понимаю все формы политического, экономии ческого, психологического прессинга, вплоть до физического уничтожения. При таком подходе отрицание насилия выглядит как некая моральная установка, часто вступающая в противоречие с реальностью.

Более узкий подход сводит его к физическому и экономическому ущербу. Насилием считается нанесение травмы и ограбление. Такое понимание дает основание поставить вопрос о возможности его применения в определенных ситуациях. Но при этом нет критерия для его решения и невозможно определить единицу его измерения 

Можно различать насилие, как инстинктивное, природное свойство человека (агрессив ность, воинственность), от других форм принуждения в обществе. Например, паттерна листского (покровительство старшего по отношению к младшим) и правового. Остается открытым вопрос об оправданности насилия. Когда говорят о нем, то обычно рассматривают против кого оно направлено. Не менее важна и другая сторона: кто имеет право судить

Говоря о проблеме: насилие ? ненасилие, эксперты ссылаются на аргумент, присутству ющий в известном евангельском рассказе о женщине, подлежащей ?наказанию камнями? (это в продолжение темы судьи). Но это лишь фрагмент общечеловеческого понимания Должного. Это позиция христианства, которое почитает Человека безусловной цен ностью. Ислам, например, полагает, что Безусловное принадлежит только Богу. И это серьезное несовпадение идеологий, особенно в контексте мирового терроризма

Ненасилие есть направленная деятельность, состоящая в том, чтобы сменить основания выбора. Может ли оно стать панацеей в локальных, а тем более - глобальных взаимо действиях сегодня? Как часто оно было востребовано историей? Можно ли сегодня поднять лозунг ненасилия в антитеррористической деятельности? 

Что такое - антитеррористическая деятельность. Восемьдесят лет мы различали войны справедливые и несправедливые. Введя понятие справедливости, В.Ленин не решил проблемы, ибо свел ее к интересам класса, фанатическим приверженцем которого был. Но, хотел он этого или нет, В.Ленин очередной раз направил человечество по пути ?двойной морали?

Понятие ?двойной морали? давно уже требует углубленного переосмысления. Петр Первый, ?прорубавший окно в Европу?, был Великим государем для одних, и Завоева телем для тех народов, через которое ?окно вырубалось??. Наполеон Бонапарт, сделав ший многое для поднимающейся Франции и ставший на родине глубоко почитаемым, являяется в русском осмыслении Великим узурпатором, посягнувшим на чужое?

В результате ввода российской армии в Чечню, если детям чудом удавалось выжить и похоронить старших, по законам своего тейпа они начинали нескончаемую вендетту. То есть на привычную мораль людей, ?получивших этническую травму?, наложились особые нормы межтейповых взаимодействий - кровной мести. Единство разнообразных ?стиму лов? превратило бывших детей, не знавших ничего, кроме войны, в юношей, готовых уме реть за идею

Кто то из экспертов писал, что советский солдат Великой Отечественной, отдающий жизнь за идею (защиты своей родины, например) и смертник - вайнах, умирающий за идею (видеть родину такой, как завещали ему прадеды), равны перед вечностью общечеловеческих принципов. Красивый посыл. Но сравнимы ли эти явления? Равно ценны ли они? Нет, и об этом я скажу позже

Естественно, что в условиях политической анархии, нищеты и беспредела на истории ческой Родине, опустившись до уровня люмпенов, вчерашние дети стали пополнять низ шую касту малограмотных чеченцев, таскавших на просторах России мешки с гексогеном Часть из них пополняла ряды смертников 

Наиболее циничные поднимались на ступеньку выше, ?воспитывая шахидов?. Кто-то удачно назвал этих воспитателей "инженерами террора". Это люди спокойные, холодные, рассудительные и готовые на все. Но нельзя же сбрасывать со счета и то, что те и другие состовляют огромный срез общества, пострадавший от этнической травмы. Хотя о какой травме идет речь, если чеченский народ за пять десятилетий до этого сотрудничал с гитле ризмом

Вместе с тем, имеет смысл говорить о разных сторонах морали, или о ?двойной морали?. Это справедливый термин, на мой взгляд, для пограничных ситуаций. О нем следует говорить дистанцированно, им следует оперировать как данностью, не примешивая субъективизма, не привнося осуждения. Я говорю о науке. Трудно того же требовать от родителей детей, расстрелянных в Беслане. В спину?.

В свете своих сомнений ученого рассматриваю я сегодня заявление г-на Вершбоу о разгроме терроризма. Не прав г-н Вершбоу, посол США в Российской Федерации. Не прав так же известный "герой афганской войны", предлагавший применить против террористов стратегическую авиацию. Насилие - тупиковый путь цивилизации. Сегодня правнуки армян, погибших в турецком геноциде более ста лет назад, остро ?помнят? свою этническую травму?

Что такое чеченский терроризм сегодня? Он состоит из мусульманского экстремизма политически ориентированных чеченских лидеров, борющихся за власть в Чечне, и тех, кто в надежде быть прикрытым ?чеченской черкеской?, раздувает пламя межэтнических конфликтов на Кавказе. Это геополитика чистой воды, одетая в этническое платье ?национальной травмы? и разукрашенное причудливым религиозным узором джихада. 

Что такое палестинский терроризм сегодня? Большинство экспертов уверено, что он слу жит интересам израильского Правительства. ?На экспорт? местная пропаганда использует любой теракт для усиления образа Израиля-жертвы. Только в прошлом году американ ские власти передали Израилю 200 миллионов долларов на "борьбу с терроризмом" 

Держать народ в постоянном ожидании опасности от терактов, правдивых или надуманных, - лучший способ поддерживать национальное единство. В результате вечно запуганный народ будет поддерживать самые непопулярные действия своего правитель ства. Израильский ?кейс? состоит из государственного терроризма, манипулируемого "исламского" терроризма и антитеррористических спецслужб

История, вместе с тем, знает множество примеров разрешения конфликтов ненасиль ственным способом. Вспомним феномен Шамиля и решение его вопроса царской Россией. Всем заинтересованным сторонам сегодня следует сотрудничать со своими партнерами по антитеррористической деятельности, но не для ?уничтожения террористов?, а для разрушения оснований появления феномена терроризма. 

Это конечная задача. Но есть еще и промежуточные. Так надо лишить структуры террористов источников поставок оружия, а главное - финансирования. Но повторяю ? это не борьба с состоявшимися террористами, о чем говорит рядовой менеджер в московском офисе

Существующий синкретизм типов терроризма затрудняет его характеристику в каждом конкретном случае. Можно ли считать терроризмом соответствующие акции, проводив шиеся в рамках палестинского движения? Или борьбу курдов против иракского и турец кого диктата? Можно ли считать чисто террористической деятельность ЭТА в Испании или ИРА в Ольстере? Они не были связаны с широким народным движением, но опира лись на симпатии и поддержку баскского народа и католиков в Ирландии

Имеет смысл, поэтому, назвать типы терроризма, их семь. Националистический ставит своей целью формирование отдельного государства для своего этноса. (Ирландская Республиканская Армия, Организация Освобождения Палестины, Баскская Родина, Партия Трудящихся Курдистана ). 

Религиозный использует насилие с целью, которая, по их мнению, определена Всевышним. Объекты их деятельности размыты географически, этнически и социально ("Аль-Каида", "Хамас", и "Хезболла"). 

В силу ?удобного? (?дешевого?) способа ведения войны распространен терроризм с поддержкой не своего государств (Хезболла поддерживается Ираном, организация Абу Нидал ? Ираком, Японская Красная Армия ? Ливией, "Аль-Каида" была тесно связана с талибами, когда те были у власти в Афганистане).

Терроризм внутригосударственный, но осуществляемый не его механизмами. Яркий пример - католическая церковь в связи с инквизицией, которую следует понимать как систему самостоятельных, независимых от государства карательных органов, направленных на борьбу с инакомыслием с помощью исключительной жестокости и тотального террора.

Терроризм левых радикалов. Его представители считают гражданское население жертва ми несправедливой эксплуатации. Чаще всего, они прибегают к похищениям людей или взрывают символы капитализма. Примерами могут служить немецкая Баадер-Мейнхоф, Японская Красная Армия и итальянские Красные Бригады.

Задача правых экстремистов - борьба с демократическими правительствами для замены их авторитарными формами правления . Неофашисты направляют свою агрессивность на иммигрантов и беженцев. В основном, это расисты и антисемиты.

Терроризм анархистов возникает в условиях слабой государственной власти. Движения подобного толка активно функционировали в конце 18 - начале 19 веков в России и США. Эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма в странах и регионах со слабой государственной властью. 

Современное общество становится все более информационно зависимым. Так, акции террора без многократной трансляции по всем каналам мировой коммуникационной сети потеряли бы мощную долю своей результативности. Больше того, благодаря Паутине, сов ременный терроризм получил дешевое (в прямом смысле) паблисити. Ему остается лишь создавать поводы, остальное "раскручивают" современные средства быстрой телекоммуникации. 

Что касается ?дешевизны? некоторых средств жизнедеятельности, то это известный механизм симбиоза сообществ животных и не менее важный инструмент оптимизации социальной жизни. То, на что пойдет меньше энергетических затрат, будет востребовано раньше других. Таков закон естественного отбора. Тот союз, который принесет дополнительную ?энергетику? сообществу, будет эволюционно более успешным. Такова реальность жизни и Человека

Таким образом, спецификой современного терроризма можно считать единство 1) архаич ных силовых механизмов воздействия, восходящих к первым шагам человечества, 2) их быстродействия и 3) низкой затратности. Благодаря комбинации трех состовляющих современный терроризм приобрел дополнительные основания для развития

Своеобразный феномен самопожертвования генерировала мировая цивилизация на стыке последних тысячелетий. Имеет смысл вспомнить, что предтечей чеченских шахидов были японские камикадзе. Солдаты Великой Отечественной, выращенные в условиях стерильного материализма, не ?надеялись получить что то после смерти?. За свою загроб ную жизнь камикадзе не стоило волноваться. Согласно представлениям синтоизма, после смерти они становились духами-покровителями страны

Еще сложнее обстоит дело с идеологией шахидов. Существует тесная связь истории ислама и концепции самопожертвования. Известно, что в ранней трактовке джихада не было церемониальной радости по поводу смерти шахида. Информационная среда, в которой живет уже современный мусульманин, осмысленно и целенаправленно тиражи рует легенду высокого религиозного статуса шахида, жертвующего жизнью во имя Алла ха. Человека убеждают, что шахид не чувствует боли, ему прощаются грехи, он видит предназначенное ему место в раю. Существуют многочисленные палестинские и чеченские описания похорон шахидов, которые описываются как роскошные свадьбы 

Можно понять тех, кто сознательно идет на автоназию. Он имеет право выбора и выбирает суицид. Можно понять мотивы гомосексуализма, который наверно, следует интерпретировать как тупиковую ветвь эволюции живого (вспомним, что его предтечей был храмовый гомосексуализм как коллективное жертвоприношение). Автоназия и андрогиния вместе с тем нарушают коренные принципы существования живых систем.

Самопожертвование ? не новое явление в истории человека. Но сегодня оно стало средством, которому трудно найти альтернативу, ибо на стыке последних тысячелетий идея ?жизни после жизни? стала популярной во многих странах мира. Если сама жизнь становится не приоритетной, то средств воздействия на личность, исповедующую эту идеологию, сегодня нет

Самопожертвование объяснимо, но оно должно стать частным делом отдельной личности, в крайнем случае, этноса. Но уносить с собой жизни другого сообщества ? преступление, прежде всего, перед Всевышним, во имя которого совершают самопожертвование шахиды. Ведь все религии мира признают его Единым. 

Таково мнение народов, принадлежащих другой конфессиональной ориентации, свободной от опасной концепции этно-суицидального синдрома. Терроризм, таким образом, - механизм внутривидовых искажений уже новейшей истории. Если такие механизмы будут генерироваться по имманентным законам эволюции, без вмешательства Человека, Будущего у нас не будет.

Автор статьи: Э. Г Абрамян, проф., доктор философских наук,
Источник: http://medgazeta.ru

03.03.2005

© 2003-2014 Евгений Логвин, дизайн Константин Михальчук