Disser.ru - сайт врачей-аспирантов


   Главная

   Форум

   Журнал

   Рассылки

   Библиотека

Поиск по сайту врачей-аспирантов:
 
 
Сайт врачей-аспирантов

Будни телезрителя или несколько слов о Реалити-шоу
Разное / Общество

Человек по своей натуре желает получать от жизни все и сразу. Под словом все зачастую стоят банальные человеческие прихоти, главной составляющей в данном случае являлась и является актуальной по сей день финансовая сторона или в простонародье - деньги. Проблема быстрого и легкого обогащения стояла перед человеком практически на протяжении всей его жизни. С недавних пор у людей стал появляться шанс воплотить мечту в розовую реальность. Именно поэтому за все время существования таких заведений как букмекерские конторы и казино они пользуются большой популярностью. А если есть спрос, то будет и товар, причем в самых разных проявлениях. Сегодня хотелось бы поговорить еще об одном способе получения нескольких ингредиентов красивой жизни - реалити-шоу.

Настя Ягайлова

Термин "реалити-шоу" вошел в лексикон жителей планеты 16 сентября 1999 года, когда на крошечном голландском канале Veronica в эфире появился "Большой брат". Этот день стал отправной точкой шествования реального телевидения по миру. Русская история реалити-шоу насчитывает несколько лет, несмотря на взлеты и падения, продюсеры, которые неуверенно начинали продвигать этот формат, теперь убеждены в его светлом будущем. 

Что заставляет людей идти на реалити-шоу? Как уже говорилось, основополагающим фактором является денежный приз. Также в коктейль благополучия входят: слава, популярность, признание, самоутверждение и, в некоторых случаях, самореклама. Получившаяся ядерная смесь одурманивает головы потенциальных участников. Конечно, не все так безоблачно как кажется. Обратной стороной медали является долгое пребывание под объективами камер, в замкнутом пространстве, в суровых условиях, что неблагоприятно воздействует, прежде всего, на психику человека. В отдельных случаях участие в шоу может обернуться настоящей трагедией. Например, один из участников шведского варианта "Survivor" ("Уцелевший") - "Последний герой", будучи исключенным своей командой из игры, через две недели по возвращении с острова домой покончил жизнь самоубийством. Британскую учительницу Лизу Эванс уволили с работы после участия в подобном шоу. Мотивировка - многочисленные жалобы родителей на то, что они не позволят человеку, ходившему полуголым на глазах у всей страны, учить уму-разуму их детей. Или история про участника американского "За стеклом" Джастина Себика, который в один прекрасный момент накинулся на другого участника с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но с немалыми телесными повреждениями. Кстати, этот факт послужил основой для модного бестселлера английского прозаика Бена Элтона. 

Но и это не пугает "охотников за сокровищами". Люди по ту сторону экрана нередко готовы на ВСЕ, чтобы добиться главной цели, а нам, обычным телезрителям, остается только смотреть на это действие и поддерживать понравившихся игроков. Напрашивается вопрос: что заставляет нас смотреть реалити с таким живым интересом, ведь даже полюбившиеся нашим бабушкам мексиканские сериалы отходят на второй план? Ведь, казалось бы, наблюдать за обычными людьми, которые большинство своего времени занимаются бытовухой как минимум неинтересно. Однако рейтинги зрительских симпатий говорят иначе. Объяснить это можно следующим образом. Любопытный по своей сути человек любит подглядывать, поэтому новый формат телевидения, позволяющий делать это "легально" вызвал интерес и спрос, чем, собственно, и завоевал себе огромную популярность. Среднемировой рейтинг реалити-шоу с 1999 года вырос до 20%, то есть почти 1,3 млрд. человек от всего населения Земли предпочитают эти программы всем другим. Рекордсменом по числу эфирных проектов является Европа, где их выпуск составляет 40% от всех программ, производимых каналами. А вот в Америке популярность реалити падает и за последний год потеряла в совокупном рейтинге 1% и составляют теперь лишь 2,9% от общей аудитории. 

Еще год назад отечественные продюсеры уверяли, что снять реалити-шоу в разы сложнее по сравнению с сериалом. Теперь же, набив руку на выпускающихся онлайновых проектах снимать передачу нового формата даже удобнее. Дело еще в том, что эфирное время для реалити стоит дешевле, чем тот же хронометраж для сериала. Для примера, 45 минут сериала обойдутся продюсеру от 60 до 120 тыс. долл., в то время как для реалити это будет стоить от 10 тыс. долл. Еще одним весомым плюсом реалити следует считать их колоссальную рентабельность.

Американский журнал Forbes ежегодно публикует рейтинг самых прибыльных реалити-шоу Соединенных Штатов. Согласно данным за 2004 год, с большим отрывом лидирует American Idol (в российском эфире "Народный артист"), заработавший 261 млн. долл. "Серебро" принадлежит шоу Survivor: Pearl Island ("Последний герой") с прибылью 73 млн. Кстати, именно Survivor поставил рекорд по охвату аудитории. Его финал в США смотрел 51 млн. человек, то есть немногим более 40% зрителей всей страны. Третье место сводного американского чарта досталось Apprentice ("Кандидат") с суммой 54 млн. Затем следует Bachelor: Jessie Palmer с 38 млн. и Bachelorette с 27,7 млн. Оба последних формата на отечественном телевидении не представлены, так что мы можем надеется на скорое их появление. 

Одна из основных ветвей получения дохода от реалити - product placement (появление рекламного продукта в кадре). Согласно экспертным оценкам, в России рекордное количество средств от размещения рекламы внутри программы получило шоу "Дом-2" телеканала ТНТ и составило 4 млн. долл. Второе и третье места делят проекты "Последний герой" и "Фабрика звезд", выходившие в эфир на "Первом канале" и заработавшие по 3 млн. долл. каждый. Такой спрос на размещение своей рекламной марки в кадрах передачи можно объяснить. Во-первых, реклама размещается не в привычном для нас виде, а в скрытом. Это может быть не сразу заметный на заднем плане лейбл, или рекламируемая вещь на тумбочке, столе. Такая реклама не вызывает раздражение, чего нельзя сказать об обычной. Во-вторых, благодаря широкому кругу телезрителей, реалити-шоу является самым коротким путем донесения информации до бо?льшего количества потенциальных покупателей.

Самыми высокими рейтингами симпатий зрители награждают скандальных и агрессивных персонажей. Их предпочитают спокойным, рассудительным, занимающимся в кадре рисованием или музыкой. А наибольшую аудиторию получают серии с наличием насилия. И это неудивительно, с древности человека привлекали катастрофы, аварии и кровопролитие. В этом крылся успех гладиаторских боев, и огромная посещаемость "Колизеев". Невольно начинаешь задумываться, с одной стороны цивилизованное общество, с новыми моральными принципами и устоями, с другой толпа зевак с сохранившимися инстинктами. И если популярность таких "жестоких" серий увеличивается в два, три и более раз, то даже страшно подумать, сколько еще на свете людей, которым нравится насилие! Так как в Америке рейтинги реалити-шоу уже падают, чего нельзя сказать пока о России, то продюсеры умело этим пользуются. И остается только предполагать, на что пойдут креативные команды, снимающие реальные сериалы, ради сохранения популярности и первых строчек в топах и чартах. 

Вообще, если сравнивать отечественное реалити-шоу и западное, то испытания Большого Брата, "Голод", жесткие условия в Последнем герое лишь цветочки по-сравнению с фантазией западных продюсеров. Там понятие реалити-шоу несколько иное. Реалити - это, во-первых, скандал. Центральной идеей является унижение участников. По мнению американских телемагнатов, именно унижение и прилюдный срам могут максимально заинтересовать и привлечь наибольшую аудиторию. Путем изучения общественного мнения было однозначно установлено, что самые постыдные и оскорбительные действия, к исполнению которых привлекаются (но, заметьте, не принуждаются!) герои реалити-шоу, не только не отталкивают, а, напротив, невероятно разжигают и возбуждают интерес. 

Судите сами: 

· Наиболее шокирующим стало шоу "Сart House", снятое скрытыми видеокамерами в одном из борделей Лос-Анджелеса. На пленку запечатлевался весь процесс пребывания клиента в этой своеобразной "студии" - приход, выбор проститутки, торг и доже сами любовные утехи. Любопытно, что из 50 "счастливчиков", попавших под прицел невидимых камер, лишь трое отказались подписать документ, дающий телеканалу право транслировать в эфире компрометирующие материалы. 

· Шоу "The Bachelor" ("Холостяк") ставило перед своим главным героем непростую задачу: выбрать даму сердца из представленных на его суд 25 претенденток. Одну за другой каждый день в прямом эфире молодой человек прилюдно отвергал, красочно и подробно объясняя причины своего поступка (все недостатки каждой барышни грязно обмусоливались им перед телезрителями). В итоге в финал вышли две барышни. И еще неизвестно, что доставило 26-миллионной зрительской аудитории большее удовольствие - радость победительницы или слезы отвергнутой финалистки? Феноменальный успех программы был настолько предсказуем, что сразу после оглашения результатов, было заявлено, что оставшаяся не у дел финалистка станет героиней следующей серии шоу - "The Bachelorette" ("Незамужняя") и выбирать из 25 претендентов придется уже ей!

· Но и такого успеха производителям реалити-шоу оказалось недостаточно. Решив затянуть петлю ещё туже, английские продюсеры и сценаристы решили добавить в действие немного садизма. Так появился проект "Exhausted" ("Истощенный"). Его участников (борющихся за приз в 100 тысяч фунтов) лишили не еды, не возможности помыться, не свободы выбора второй половины, а простого человеческого сна! Днем и ночью героям приходилось выполнять всевозможные задания, зачастую связанные с сильнейшими физическими нагрузками. Небольшой отдых уставшим участникам-таки предоставляли, однако и он был весьма специфичен: например - лицезрение свежевыкрашенной стены или просмотр занудного монотонного ролика со сладко зевающими людьми. Прикорнуть разрешалось максимум на час. Тех, кто уснул, отправляли "на волю". 

В России же публику привлекают пока несколько другие вещи. Нам нравится смотреть, как из гадких утят в считанные месяцы делают лебедей ("Фабрика звезд" и "Стань звездой"), или как строятся дома, которые, впрочем, достаются впоследствии совсем не тем, кто их строил (шоу "Дом", "Дом-2" на ТНТ), или, на худой конец, просто созерцать естественный процесс добывания/поедания еды ("Голод" - все на том же ТНТ). Мы с удовольствием проглатываем все реалити-шоу, которыми начали пичкать эфирное время на ТНТ. Если год назад мы могли смотреть только одну передачу подобного формата, то сейчас их уже три. Три часа вечернего времени заполняют такие шоу как: "Большой Брат", "Дом-2", "Кандидат". На очереди новый "Голод". Картина напоминает сцену, как мама кормит своего ребенка, не успело дитя открыть рот, как туда лезет не одна, а несколько ложек. Скорее всего, продюсеры преследуют одну цель, прокрутить как можно более реального ТВ, пока на него есть спрос, ведь рентабельность формата говорит сама за себя. А мы, как и наши продюсеры, будем с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь, правда?

Автор статьи: Александр Завьялов,
Источник: www.protoplex.ru

25.08.2005

© 2003-2014 Евгений Логвин, дизайн Константин Михальчук