Disser.ru - сайт врачей-аспирантов


   Главная

   Форум

   Журнал

   Рассылки

   Библиотека

Поиск по сайту врачей-аспирантов:
 
 
Сайт врачей-аспирантов

Культурно-исторические условия формирования мышления древних греков
Обучение в аспирантуре / Лекции по философии

Древне-западная, античная, сначала только греческая, а затем и римская философия, существовали в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI к. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от рождения к расцвету, а через него - к упадку и гибели. В соответствии с этим, античная философия имеет четыре периода: 1) зарождение и формирование; 2) зрелость и расцвет (V-VI вв. до н.э.); 3) закат (греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия Римской республики (III-I вв. до н.э.)) и, наконец, 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V вв. до н.э.)

Известна формулировка Ф, Энгельса, что "...в многообразии форм греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрения". У этого будущего европейского многообразия типов и форм мышления имелись истоки в Древней Греции, а чтобы понять их происхождение, необходимо найти начало, точку отсчета, первую "клеточку", от которой можно было бы начать построение. При изучении столь длительного временного интервала невозможно прибегнуть к методам, применяемым историками и археологами. Речь идет о мысли и о развитии идей, следовательно, мы должны использовать логический метод -метод реконструкции мышления, в котором отражается бытийность.

Греция - полуостровное государство; она всегда была в тесной связи с великими цивилизациями восточного Средиземноморья, которое, как и весь Ближний Восток, при всем своем многообразии, представляло из себя единое целое за счет торговых и культурных связей.

Взаимопереплетение азиатских, вавилоно-ассирийских, египетских, иудейских культурных влияний делало культурно-исторические традиции греков незамкнутыми.

Образ жизни древних греков был деятельным и энергичным. Греция была рабовладельческим государством. Рабство носило и "домашний" характер: рабы использовались не только для тяжелой работы. Они могли быть учителями, управляющими, советниками. Иногда создается образ рабовладельца в виде изнеженного аристократа, зозлежащего возле накрытых столов и ведущего неторопливые беседы с себе подобными о бессмертии души. Греческий аристократ не подходил под подобное определение; его деятельный и активный ум, упорство, храбрость, моральная стойкость делали его побеждающей личностью, хотя греки часто терпели поражение.

Моральные качества имели сильную моральную мотивацию. В полисах-городах-государствах была чрезвычайно высокой социальная интеграция, и вследствие этого ? ярко выраженное коллективистское самосознание. Такая мотивация делает общественное признание важнейшим эмоционально-действующим фактором. Так было в Афинах, так было и в Спарте. Но в Спарте список добродетелей сводился в основном к воинской Доблести, хотя спартанцы были одарены не меньше, чем афиняне.

Становление полиса и развитие философии в Древней Греции - весьма тесно связанные между собой явления. Социальная структура полиса и склад мышления в нем во многом объясняют особенности рационального мышления греков.

Для системы полиса прежде всего характерно необычайное превосходство слова над другими орудиями власти. Оно становится главным политическим инструментом, ключом к влиянию в государстве, средством управления и господства над другими. Власть слова треки превратили в божество: сила убеждения по действию приравнивалась формулам некоторых релмгиозных обрядов и, вместе с тем, слово утрачивало ритуальную сущность, претензии на изречение истины. Оно выливается в форму спора, дискуссии, диалога, предполагает наличие публики, которой оно обращено, как к арбитру, и которая поднятием рук выносит решение в последней инстанции.

Все представляющие собой интерес вопросы, которые раньше регулировались государем и определяли сферу деятельности властей, теперь подчиняются силе ораторского искусства и решаются в результате прений. Следовательно, возникает необходимость составления речей. Тем самым устанавливается связь и взаимозависимость между политикой и логосом. Исторически именно риторики и софистики, анализировавшие формы речи, как орудие победы в дебатах собраний и судебных процессов, открыли путь исследованиям Аристотеля, который и определил правила доказательства и противопоставил логику истины логике вероятного или правдоподобного, присущих случайным спорам и обыденной практике.

Второй отличительной чертой полиса является полная публичность наиболее важных проявлений общественной жизни. Можно даже сказать, что полис существует в той мере, в какой высвобождается общественная сфера в процессе- противопоставления общественных интересов личным. Открытые судебные процессы противостоят тайному делопроизводству, власть находится под контролем всех граждан. Этот процесс демократизации имеет в интеллектуальном плане решающее значение. Становление греческой культуры сопровождается открытием все более широкому кругу людей и в конце концов всему демосу доступа в духовный мир, который ранее был привилегией аристократии и духовенства.

Знания, нравственные ценности, техника мышления выносятся на площадь, подвергаются критике и оспариванию. Законы более не навязываются силой личного или религиозного авторитета, они должны доказать свою правильность с помощью диалектической аргументации.

В области религии, наряду с общественными культами, растут тайные общества: секты, братства и мистерии. Это - замкнутые группы, имеющие свою иерархию. Мистерия, например, обещает всем, кто желает быть посвященным в ее таинства, блаженное бессмертие, которое раньше было исключительно царской привилегией. Но мистерия никогда не выступала как публичное действие. Это путь постижения истины, скрытой от непосвященных. Таким образом, в противоположность публичности официального культа (например, культа Зевса), таинство вводит в религию идею личного спасения с целью преобразовать природу человеческого индивида, независимо от общественного уклада, осуществить как бы его второе рождение. Появилась претензия изменения внутреннего мира человека, возвышение его почти до уровня божества.

Милетская школа создала один из видов разума, некоторую первоначальную форму рациональности. Методы, интеллектуальные средства и понятийный аппарат, выработанный милетцами, направлены на познание и покорение природы. Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей.

Греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы.

В Греции разум получил свое выражение, констатировался как разум человека политического (homo politicus). Социальный опыт стал у греков предметом позитивного размышления, так как в полисе он подлежал публичным дебатам.

Закат греческого мифа можно датировать тем моментом, когда греческие мудрецы стали обсуждать социальный строй, объяснять его в формулах, доступных для понимания человека, используя для этого количественные показатели числа и меры. Так возникла собственно политическая мысль, чуждая религии, имеющая свой понятийный запас, принципы и теоретические положения.

Политическая мысль характеризует цивилизацию, которая на протяжении своего существования не переставала рассматривать общественную жизнь как кульминацию человеческой деятельности. Для грека человек неотделим от гражданина. Размышление является привилегией свободных людей, которые взаимосвязано проявляют свой разум и осуществляют свои гражданские права и обязанности.

Лекция прочитана в 2004 году аспирантам Саратовского медицинского университета. Автор лекции - Н.В. Пушкарева, доцент кафедры философии Саратовского медицинского университета.
07.05.2005

© 2003-2014 Евгений Логвин, дизайн Константин Михальчук