Политическая философия - Никколо МакиавеллиОбучение в аспирантуре / Лекции по философииЭпоха Возрождения радикально преобразила
не только истолкование человека и его
культуры, не только освободила их от
диктата религии, но и радикально изменила
содержание социальных и политических
теорий. Макиавелли и Кампанелла, а
впоследствии Гоббс и Спиноза стали
рассматривать государство глазами
человека и выводить его естественные
законы из разума и опыта, а не из теологии.
Вместо однозначного религиозного
объяснения они основывались на положении о
естественном характере человека, на его
земных интересах и потребностях.
Эпоха Возрождения была для Италии и
Франции временем становления нации. Только
сильное, централизованное государство
могло преодолеть внутреннюю разобщенность
общества, поэтому идеи государства и
автономии политики занимали важное место в
философских доктринах.
С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается
новая эпоха политического мышления.
Политическая мысль стремится отделиться от
спекулятивного мышления, этики и религии и
принимает в качестве методологического
принципа автономию. Позиция Макиавелли
собирательно и гибко выражает концепцию
автономии в принципе "политика для
политики".
Это был резкий поворот от гуманизма, но он
имел объяснение: кризис моральных
ценностей привел к разрыву между тем, что
есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то
должно сообразовываться с моральными
ценностями. Этот принцип помещался в
принцип автономии и стал основой нового
видения фактов политики.
Никколо Макиавелли был секретарем
Флорентийской республики, видным
дипломатом, трезвым и осторожным политиком.
Основные моменты философии Макиавелли
таковы: политический реализм, новая
концепция добродетели государя,
возвращение к началам, как условие
восстановления и обновления политической
жизни.
Самыми популярными работами Никколо
Макиавелли являются: "Государь", "Рассуждения
на первые десять книг Тита Ливия".
Реализм - это принцип жестокой трезвости.
Монарх может оказаться в таких условиях,
которые потребуют крайне жестоких и
бесчеловечных мер. Крайнее зло требует
крайних мер, поэтому следует избегать в
любом случае половинчатости и компромиссов,
которые ничему не послужат, а напротив,
только крайне вредны.
Человек сам по себе ни хорош, ни плох.
Следовательно, политик не может полагаться
на положительное в человеке, но должен,
принимая во внимание и отрицательное,
действовать в соответствии с ними. Не нужно
бояться показаться устрашающим. Конечно,
идеальный государь должен в одно и то же
время быть обожаемым и внушающим страх, но
эти вещи трудно совместимы, а поэтому
государь выбирает наиболее эффективный
способ.
Государь должен быть добродетельным, но
добродетель политическая, по Макиавелли,
совсем не то, что добродетель христианская.
"Добродетель - это сила и здоровье,
хитрость и энергия, возможность предвидеть,
планировать, принуждать, она есть
сильнейшая воля, которая ставит плотину
полному разливу событий..., людьми управляет
малодушие, неверность, алчность, безумие,
непостоянство в намерениях,
невыдержанность, неумение страдать ради
достижения цели..., едва только палка или
плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же
порядок нарушается, подданные бросают и
предают своего государя.
Но политическим идеалом Макиавелли был
все-таки принцип организации государства
по типу Римской республики, основанной на
свободе и добрых обычаях.
Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят
к формуле "цель оправдывает средства".
Она вряд ли справедлива по отношению к
автору "Государства". Этот принцип
имеет более позднее, иезуитское
происхождение. Макиавелли его никогда не
формулировал, он не вытекает из всего
контекста его творчества.
Лектор - Н.В. Пушкарева, доц. кафедры
философии Саратовского медицинского
университета,
Лекция прочитана врачам-аспирантам в 2004 г.
07.05.2005