Антропологический материализм - Людвиг ФейербахОбучение в аспирантуре / Лекции по философииИдеолог радикальных демократических
кругов немецкой буржуазии в период
подготовки и совершения революции 1848 г. в
Германии, Фейербах восстановил материализм
в его правах. Прежде чем стать материалистом, Фейербах
прошел школу гегелевской философии. Однако
он вскоре обнаружил ее ограниченность.
Фейербах возродил франко-британское
материалистическое мировоззрение. Старая,
идеалистическая философия, говорил
Фейербах, состояла в союзе с теологией,
новая философия опирается на достижение
естествознания.
Природа - основа всего сущего, учил
Фейербах. Особенность философии Фейербаха
состоит в том, что это антропологический
материализм. Критикуя гегелевскую
философию за пренебрежение живым человеком,
за игнорирование чувств как источника
познания, Фейербах за исходный пункт своего
учения принимает живого человека. В этом и
состоит, по мысли Фейербаха, его
антропологический подход к философии.
Фейербах отвергает идеалистическое
учение о первичности мышления по отношению
к бытию. Он доказывает, что сознание
человека является особым свойством мозга,
что оно в конечном счете вторично по
отношению к материи.
Однако антропологизм Фейербаха имел и
свою отрицательную сторону. Она состояла в
том, что человек понимался им
преимущественно как физиологическое,
биологическое, а не как общественное
существо. Между тем реальный человек не
может рассматриваться вне общества, вне
общественных отношений. Поэтому, как только
Фейербах подходит к вопросам общественной
жизни, обнаруживается идеализм в его
понимании общества. В понимании же природы
он был последовательным материалистом.
Фейербах, признавая познаваемость мира,
резко критиковал агностицизм. Исходным в
процессе познания он считал ощущение,
дающее человеку, по его мнению, все
необходимые сведения об окружающем мире.
Сильной стороной материализма Фейербаха
было то, что он решительно подчеркивал
связи идеализма с религией, обнаружил их
гносеологические корни, выступал с резкой
критикой религии. Однако Фейербах отверг
учение о диалектике. В этом заключался один
из крупных недостатков в его воззрениях.
При всех ограниченностях, свойственных
философии Фейербаха, его материализм
оказал большое влияние на дельнейшее
развитие философской мысли.
Лекция прочитана аспирантам Саратовского
медицинского университета в 2004 г.
Автор лекции - Н.В. Пушкарева, доц. кафедры
философии.
07.05.2005