Disser.ru - сайт врачей-аспирантов


   Главная

   Форум

   Журнал

   Рассылки

   Библиотека

Поиск по сайту врачей-аспирантов:
 
 
Сайт врачей-аспирантов

Философия Карла Ясперса
Обучение в аспирантуре / Лекции по философии

Карл Ясперс - крупнейший представитель немецкого экзистенциализма. Основную задачу философии усматривал в раскрытии "шифров бытия" - различных выражений трансценденции. Он родился 23 февраля 1883 года в Ольденбурге, где окончил гимназию. Несколько лет он изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, но затем увлекся медициной, специализировался в психиатрии. В 1909 году защитил диссертацию на тему ?Ностальгия и преступление?. С 1916 по 1921 г.г. К.Ясперс являлся экстраординарным профессором психиатрии в Гейдельберге, а в 1919 г. вышла в свет первая часть его знаменитой работы ?Общая психопатология?.

Карл Ясперс

В 1919 году был издан его труд ?Психология мировоззрений?. В 30-е годы Ясперсом были созданы его выдающиеся философские работы: ?Духовная ситуация времени?(1931); ?Философия?(1931-1932); ?Разум и экзистенция?(1935); ?Ницше. Введение в понимание философствования?(1936); ?Декарт и философия?(1937) ?Философия экзистенции? (1938).

В послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии. Он обращался к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего людей в кровавые революции и истребительные войны. Один путь - обращение к гуманистическим традициям - к Лессингу, Гёте, Канту; другой - более серьезный, более надежный путь для всех, кто утратил непосредственную жизнь в традиционной ее форме и пробудился к автономии, к духовной самостоятельности, - обретение философской веры.

В работах "Наше будущее и Гёте" (1947), "Разум и антиразум в нашу эпоху" (1950), "Об условиях и возможностях нового гуманизма" (1962) философ обращается к ценностям старой бюргерской культуры в Германии, пытаясь их обновить и отчасти ограничить, "привив" к ним опыт "кризисного сознания" Кьеркегора и Ницше, но в то же время сохранив их непреходящую правду. Либеральная и гуманистическая настроенность ученого нашла отражение также в его социально-политических работах ?Вопрос и вина? (1946); ?Атомная бомба и будущее человека?(1958); Свобода и воссоединение?(1960); ?Куда идет ФРГ?(1966).

Умер К.Ясперс 26 февраля 1969 г.

Основные понятия философии К.Ясперса: экзистенция, пограничная ситуация, забота, страдание, вина, всеобъемлющее, философская вера.

Философия К.Ясперса отличается от других разновидностей экзистенциальной философии. Критически оценивая позитивизм, называя его мировоззрением, которое отождествляет бытие с тем, что доступно естественнонаучному познанию и считает действительным только то, что может восприниматься в пространстве и во времени, К.Ясперс считал, что мир нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия.

Существование в мире - есть жизнь в толпе, следование общепринятым ценностям и стандартам. Унифицированность избавляет человека от необходимости принимать решения и нести полноту индивидуальной ответственности за них. Она избавляет от самого ?бремени свободы?, которое, как говорил у Ф.Достоевского Великий Инквизитор, ложится на него тяжким грузом. Жизнь по формуле ?Я как все? позволяет ?разделить? ответственность за свои поступки со всеми, поступающими также.

Рассмотрение жизни человека в мире - это первый поверхностный уровень постижения человека. К этому уровню относятся такие аспекты человеческой жизни, как существование, сознание вообще, дух. Существование в мире - это человек как объект познания и опыта, подчиненный естественным и социальным силам, идеологии как квинтэссенции науки.

Ясперс рассматривает научное мировоззрение как попытку создать абстракцию ?человека? вообще. Этот ?усредненный человек? хорошо укладывается в рамки различных социологических и статистических обобщений, так как он уже обобщен предварительно, утратил в сциентистски ориентированном обществе свое индивидуальное лицо, стал ?массовым?. Говоря о проблеме ориентирования в мире, Ясперс разделяет научно-исследовательский и философский пути. Наука принципиально важна для человеческой жизни и определяет философское ориентирование. Однако философское ориентирование необходимо как для науки, так и для практики, в силу того, что предупреждает превращение наукой какой-либо определенной картины мира в окончательную и абсолютную.

Человека надо понять как экзистенцию. Экзистенция есть такой ?уровень? человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки, это не эмпирическое бытие человека, не ?сознание вообще? и не ?дух?.

Ясперс считал, что вопрос об экзистенции возникает тогда, когда появляется потребность поставить поистине философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Истинная философия, по Ясперсу, это процесс философствования, не ограниченный ни определенным предметом, ни выбором метода. Философия дает человеку ориентиры в мире. Она освещает экзистенцию, т.е. первооснову всего, и приближает сознание человека, его индивидуальную душу к трансценденции, к надличностному духу.

Экзистенция - есть сам человек, познающий себя в качестве независимого, и живущий, исходя из такой возможности. Ясперс писал: "не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии -возможная экзистенция... Экзистенция не знает смерти, а стоит лишь под знаком взлета и падения. Она неразрывно связана с "трансценденцией" (с богом), нуждается в ней. Благодаря трансценденции экзистенция впервые выступает как независимый источник в мире, так как не создает самое себя. Наличное бытие эмпирически "здесь", а экзистенция налична только в качестве свободы" (Там же).

Проясняя понятие - ?философия экзистенции?, - Ясперс предпринимал настойчивые попытки с разных сторон подступиться к нему. Вдумываясь в смысл слова "экзистенция", становится очевидным, что философ говорит нам о том, что истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична", когда человек действует как свободное существо, когда не дает самому себе и другим людям превращать себя в объект манипулирования. Экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Высвечивается экзистенция в пограничных ситуациях: заботы, страдания, смерти, борьбы, вины... Пограничная ситуация - именно такая, в которой "я не могу жить без борьбы и страданий, в которой я "неизбежно беру вину на себя" и мыслю о "несбывности смерти". Перед лицом смерти конечность собственно экзистенции предстает перед человеком со всей непосредственностью. Ситуация, в которую помещен человек, всегда имеет определенные границы: индивид - это мужчина и женщина, человек молодой или старый; жизненные шансы и обстоятельства его жизни уникальны, но тоже ограничены. Ясперс подчеркивал, что определенность границ резко контрастирует с идеей о человеке вообще, о неограниченности его сил и возможностей, что вызывает тревогу и беспокойство. Через смерть, страдание, борьбу, вину проявляет себя "специфическая историчность" отдельных пограничных ситуаций. В историчности экзистенции выражается, по Ясперсу, нечто неповторимо однократное. Ясперс указывал, что если рассматривать историю с точки зрения всеобщих законов, то мы никогда не соприкоснемся с самой историей.

Бытийная глубина экзистенции в пограничной ситуации не дана индивиду просто и непосредственно; необходимы специальное прояснение, высвечивание историчности ситуации. Ясперс подчеркивает, что самое главное - это не перепоручить "высвечивание" кому-нибудь другому, не "делегировать" другим единичные вину, боль, страдание. В этой ситуации необходимо сохранить уникальную свободу, как и "тревогу, связанную со способностью к выбору".

Важное место в философии Ясперса занимает понятие коммуникации. Она присуща каждому человеку, ибо любой из живущих хочет высказаться и быть услышанным, особенно философ, поэтому наиболее истинной философией является та философская система, которая наиболее коммуникабельна.

Коммуникация является универсальным условием человеческого бытия и его всеохватывающей сущностью. Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку - согласно тождественности экзистенции и свободы - вне коммуникации не может быть свободы. Вступление в экзистенциальную коммуникацию является условием свободы личности. Ясперс пишет об этом так: "Моя собственная свобода может существовать только тогда, когда свободен также и другой. Изолированное или изолирующееся самобытие остается простой возможностью или исчезает в ничто".

С точки зрения Ясперса, коммуникация - это не то общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциальной коммуникации обнаруживается, что такое сам "актер".

В "Общей психопатологии" Ясперс, проанализировав проблемы и трудности коммуникации больного и врача , делает вывод, что наилучший вид их общения - экзистенциальный, когда врач подходит к пациенту не как к объекту манипуляции, а как к личности с неповторимой судьбой. Тема общения, коммуникации проходит красной нитью через все философское творчество Ясперса. Эта проблема в первую очередь обсуждается им во ?Всеобщей психопатологии?, - одной из его наиболее ранних работ. В этой книге Ясперс, на заре своей карьеры работавший как практикующий психиатр, предлагает отойти от ?соматического подхода? к лечению болезни, при котором к больному относились как объекту исследования, держали больного в полном неведении относительно его болезни и осваивали его душу так, как естествоиспытатели осваивают мертвую природу.

Более высокая форма общения предполагает включение в поле зрения врача также и душевное состояние больного. Врач исследует не столько тело пациента, сколько обращается к нему как к мыслящему существу, ведет диалог на равных. Ясперс полагает, что только при отношении к человеку как к экзистенции, т.е. при личном к нему отношении, врач может более эффективно помочь своему пациенту. Такое общение - подлинная внутренняя связь двух личностей, двух неповторимых судеб.

Основной принцип экзистенциальной философии К.Ясперса: ?Или человек как предмет исследования, или человек как свобода?.

Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может "сообщаться с другой экзистенцией". Коммуникация, возможность ?сообщения? с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия. Особые препятствия на пути коммуникации составляют догматизм, предрассудки, застывшая мораль, эгоистическая гордыня.

Исходя из своей философской концепции, он попытался истолковать истоки и смысл истории. Ясперс ставит вопрос о единстве не меняющейся сущности человека, которое только и создает возможность понимания людьми друг друга и связывает их: "Если это единство не может быть понято на основе биологических свойств, поскольку смысл его вообще находится вне биологической сферы, то причина его должна быть иной. Говоря об истоках этого единства, мы имеем в виду не биологическую природу или происхождение из общего корня, но человеческую сущность как единство высшего порядка'*. Рассматривая различные виды единства, философ приходит к выводу: единство - есть смысл и цель истории. Здесь К.Ясперс ставит важную проблему единства человечества через сущность человека. Но человек - представитель этноса. Следовательно, единство осуществляется от человека через свой народ к человечеству.

Результатом философствования у Ясперса является философская вера, которая выступает продуктом размышления, в то время как религиозная вера основана на откровении. В 1947 году Ясперс был приглашен читать лекции в Базель; лекции эти и легли в основу книги "Философская вера", изданной год спустя в Мюнхене.

Мыслитель находит, наконец, понятие, которое позволяет ему свести как бы в единый узел те проблемы, над которыми он размышлял многие годы, и особенно проблему "разум и экзистенция". Таким ключевым понятием стало понятие "философской веры". Философская вера отличается от религиозной, в частности, от христианской, тем, что она должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном всякому человеку. Откровение отделяет верующих от всех тех, кто не верит в него, и тем самым препятствует взаимопониманию, создавая у верующих претензию на исключительность. По убеждению Ясперса, такая претензия всегда исторически вредила христианам, ибо служила источником фанатизма, нетерпимости.

В работе "Истоки истории и ее цель" Ясперс делает попытку осмысления мирового исторического процесса с позиции своей философской концепции, прежде всего, философской веры. Для него историческое бытие человечества - единое целое, которое как бы вращается вокруг длящегося непрерывного времени. Для того чтобы передать мысль о единстве исторического процесса, он выводит понятие "осевого времени". Оно началось, по мнению философа, с момента появления на Земле человека современного типа, становление которого в духовном отношении происходило между 800 и 200 гг. до н.э. "Ось мировой истории, - пишет Ясперс, - если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть: где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости".

Истоки и цель истории в учении Ясперса соединяются. Истоки - в "сознании человека", а цель - в "вечном царстве душ". История - это процесс между истоками и целью. "Осевое время, - утверждает философ, - служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой философии". Народы разделяются по своему отношению к "великому прорыву осевого времени". Осевые народы - это китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки. Остальные - народы, не знавшие прорыва. Осевое время - промежуточная фаза между двумя эпохами великих империй. С эпохи осевого времени до наших дней прошло два тысячелетия. История человечества продвигается к новому "осевому времени", которое породит подлинную историю единого человечества и приведет к торжеству свободы.

Учение об экзистенции помогает уяснить специфику понимания массы и массового общества в экзистенциалистской концепции Ясперса. Различие между существованием в мире и экзистенцией - это различие между неподлинным существованием и подлинным существованием, между массовым обществом и подлинной коммуникацией. Господство массы по Ясперсу - это явление современного времени. ?Масса как толпа не связанных друг с другом людей, которые в своем сочетании составляют некое единство, как преходящее явление существовала всегда. Масса как публика - типический продукт определенного исторического этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества. Масса как совокупность людей, расставленных внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства, является постоянно действующей силой нашего мира? (Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории, М., 1991, стр. 313).

Ясперс не отрицает определенных преимуществ, появившихся в современном массовом обществе. Во-первых, эти преимущества относятся к самому уровню существования: ?Мы обеспечены так, как никогда еще на протяжении всей истории не были обеспечены массы людей? (Там же, стр. 307). В современном обществе страхование на случай безработицы или болезни и социальное обеспечение не дают умереть с голоду нуждающемуся человеку.

Во-вторых, в современном производстве люди по своей воле (в отличие, например, от рабовладельческого хозяйства), каждый на своем месте, пользуясь полным доверием, участвуют в создании условий для функционирования целого. Политическая структура такого аппарата деятельности - демократия в той или иной разновидности.

Однако в современном обществе коренится угроза индивидуальности человека. Эту угрозу можно отразить в следующих положениях:

1. Техника преодолевает время и пространство, человек живет ?в соприкосновении со всеми?. Нет более ничего далекого, тайного,
удивительного. Людей, занимающих ведущие посты в государстве, обсуждают так, как будто с ними знакомы.

2. Человека ценят не за его индивидуальность, а за деловитость. От него ждут не рассуждений о смысле жизни, а умелых действий, не чувств, а объективности. Лозунги современности: знание, гигиена, комфорт.

3. В повседневности на первый план выходит соответствие правилам. Основное желание современного человека - быть как все, не выделяться.

4. Человек мыслит свое бытие только как ?мы?, как ?социальное бытие?. То, что отдельному человеку казалось бы скучным, более того, невыносимым, в коллективе он спокойно принимает как бы под власть коллективного импульса.

5. Разложенное на функции существование ?теряет свою историческую особенность? (Там же, стр.309). Молодость становится идеалом. В обществе, в котором человек приобретает значение функции, он должен быть молодым. Если человек немолод, он будет стремиться к видимости молодости. Массовый человек - всегда начинает сначала. Он может сегодня делать одно, завтра - другое. Для него все возможно и ничего не является действительным.

6. Общая деловитость ведет к единым проявлениям человеческого поведения во всем мире. Едиными становятся моды, правила общения, жесты, отсутствие близости между людьми в личной жизни, самодисциплина и др. Все эти психологические особенности современного человека целесообразны для совместной жизни больших масс людей.

Для Ясперса современное массовое общество - это общий феномен, характерный для всех демократических стран с высоким уровнем техники. В отличие от многих критиков ?массового общества?, немецкий экзистенциалист относится к существованию в массе как к реальному факту, как к оптимальному способу существования больших скоплений людей. В этой жизнедеятельности есть свои достоинства и недостатки. Но достоинства - очевидны, а недостатки понятны только наиболее развитым в духовном плане людям, которые страдают от потери индивидуальности и ищут пути ее обретения.

С другой стороны, Ясперс всегда подчеркивал, что на своем опыте увидел в годы нацистского режима, куда может зайти невинное, на первый взгляд, ?омассовление людей?, их желание ?быть, как все?, и стремление удалить из своей среды тех, кто из нее выбивается.

Неподлинному существованию человека в массе Ясперс противопоставляет подлинное существование, экзистенцию. Экзистенция проявляется в подлинной коммуникации. Только в подлинном существовании возможна человеческая свобода, а значит, и проявление индивидуальности.

Ясперс не показывает реального примера общества, в котором существует подлинная коммуникация. Но он предлагает путь, по которому люди могли бы в это общество прийти. В основе этого пути -индивидуальная работа каждого человека над самим собой. Подлинная коммуникация - это сообщество людей, достигших уровня экзистенции.

?Массовый человек? в ?массовом обществе? как раз может стать объектом исследования специальных наук, в том числе и политической науки. В нем нет свободы. В подлинной же коммуникации к человеку не относятся как к объекту исследования. Каждый человек в ней понимается как индивидуальность, которая не подвержена типизации. В подлинной коммуникации, по Ясперсу, и заключается свобода.

В заключение еще раз выделим основные понятия и положения философии К.Ясперса.

Взаимосвязь науки и философии: наука и философия не могут существовать друг без друга, но нельзя допускать и "опасное заражение" ("перенос инфекции"). Философия является гарантом антидогматизма в науках, ищет в них смысл. В науке истина - анонимна, в философии укоренена в личной экзистенции ("моя истина").

Характеристика науки: наука не является познанием бытия. Она познает отдельные предметы. Наука не производит ценностей, не направляет человеческую жизнь. Она не решает самых важных проблем человека, исключает их из своей сферы. Наука не знает собственного смысла. Научное знание представляет собой "ориентацию в мире" (имеет чисто прикладное значение).

Структура бытия; "бытие-в-мире" (предметное бытие); экзистенция (необъективируемая человеческая самость). Ясперс пишет: "Экзистенция есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия". Раз экзистенция не может быть объектом, следовательно, не может быть познана;

трансценденция ("объемлющее", представляющее непостижимый предел всякого бытия или мышления, т.е. Бог. Критерием встречи с ним выступает момент "онемения", невыразимости в слове)*

Мышление перед лицом "бытия-в-мире" есть "ориентация-в-мире" (наука), мышление перед лицом экзистенции - есть "высветление экзистенции"(философия), мышление перед лицом трансценденции -метафизика.

Коммуникация есть универсальное условие человеческого бытия. "Все то, что есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации". "Экзистенция есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией или трансценденцией". В экзистенциальной коммуникации человек играет не роль, уготованную ему обществом (отца или мужа, ученого или военного), а самого себя (раскрывается не роль, а сам актер). Истинное бытие в отличие от массовой коммуникации - духовное общение немногих.

Пограничные ситуации. "Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют то, что я называю пограничной ситуацией". Смерть - самый яркий пример.

Философия истории: "Осевая эпоха' есть время, когда был создан "завет личной ответственности" для всех времен и народов (время, когда творили древние пророки, основатели религий, первые греческие философы). Общность осевой эпохи (1Х-Ш вв. до н.э.) облегчает коммуникацию.

Автор лекции: Андриянова Е.А., доцент кафедры философии и социальных наук Саратовского медицинского университета.

07.05.2005

© 2003-2014 Евгений Логвин, дизайн Константин Михальчук

Rambler's Top100